Федерация спортивного туризма России
 

Замечания и предложения Федерации спортивного туризма России по приведенным раннее документам по безопасности.

  ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ РОССИИ
Москва 129282 Студеный проезд 7, т/ф: +095 / 478-6302

Федеральный Центр науки и высоких технологий
 "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций"
Одинцову Л.Г.

Уважаемый Леонид Григорьевич

      Федерация спортивного туризма  России рассмотрела "ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" и  "ПОЛОЖЕНИЕ О ВЗВИМОДЕЙСТВИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ, МИНЗДРАВА РОССИИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ  СТРУКТУР ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ" и высылает перечень замечаний, приведенный в приложении ¦ 1 и ¦ 2.
     Рассмотрение  проблем по обеспечению безопасности ведения туристской деятельности является своевременной и важной задачей для страны на сегодня.
     Вместе с тем отмечаем, что в документах имеется целый ряд серьезных недоработок:
1.Несмотря на то, что поток несчастных случаев  в стране в сфере туристской деятельности по сравнению с другими сферами жизни общества ничтожен, в документах взят курс на решение проблемы обеспечения безопасности за счет туристских организаций и туриста в частности. По данному вопросу считаем, что данная проблема может быть и должна решаться на безвозмездной основе за счет государства и в первую очередь средств МЧС России.
Вместе с тем в документах включены такие пункты, которые на деле уже сегодня являются основой для создания системы платных услуг в структурах МЧС всех уровней.
2. Мы также считаем, что вводить обязательную систему страхования без соответствующей поддержки государством страховых компаний несвоевременно, в противном случае это равносильно созданию одной из форм запретительных методов в туристской сфере деятельности. В большей мере это относится к социальному блоку, где сегодня находится спортивный туризм.
3. Сложная, непродуманная и нереальная технология взаимодействия структуры МЧС с организациями в сфере туризма и  первую очередь с МКК Федерации спортивного туризма приведет к потере и до того слабой управляемости в туристском потоке, и в конечном итоге к росту неорганизованного туризма в стране во всех его разновидностях.
4.Во многих статьях документов (смотри приложение) роль, назначение, ответственность и задачи маршрутно-квалификационных комиссий Федерации спортивного Туризма передаются подразделениям МЧС, которые помимо своих основных обязанностей начинают решать несвойственные им задачи.

     Надеемся, что наши соображения будут восприняты правильно и приведут к конструктивному диалогу на пользу решения проблем безопасности в туризме.

Приложения ¦ 1 и ¦ 2 на_________листах.

Президент
Туристско-спортивного  Союза России
Заслуженный мастер спорта России                          И.Е.Востоков


Приложение ¦ 1

Замечания по "ПОЛОЖЕНИЮ О ВЗВИМОДЕЙСТВИИ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ, МИНЗДРАВА РОССИИ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ  СТРУКТУР ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ"


1.Требуется вновь подойти к решению классификационного вопроса, а именно необходимо отделить самодеятельный туризм, который на сегодня является неорганизованным туризмом от спортивного организованного туризма, функционирующего по давно сформировавшимся правилам, утвержденным Федерацией спортивного туризма России совместно с Государственным органом управления физкультурой и спортом. Этот вновь вводимый термин может иметь следующую формулировку:
"Туризм спортивный -вид спорта, предполагающий организацию соревнований среди путешествий, спортивных походов и спортивных туров, а также на локальных технических дистанциях и других туристско-спортивных мероприятиях, организуемых совместными усилиями туристов, общественных и государственных организаций".
2.В связи с реорганизацией государственных органов власти по управлению сферы туризма и спорта в п.п. 3.4.  и других пунктах документа необходимо разделить и представить их виде 2-х органов, а именно отдельно отвечающих за коммерческий туризм и спортивный туризм, как вид спорта.
3. В п.п. 7.1. исключена процедура согласования с основным разработчиком и реализатором вопросов,  связанных  с проведением профилактических и учебных мероприятий, а также классификацией маршрутов, каким является ФСП России.
4.В п.п.7.1. в неявном виде прослеживается мысль об оказании платных услуг. Считаем, что для сферы социального спортивного и самодеятельного туризма недопустимо создавать дополнительную финансовую нагрузку. Так как в экономическом плане и так сегодня трудно организовывать спортивные походы.
5.В п. 7.2. представлена не верная и трудно осуществимая технология постановки групп на учет в ПСФ МЧС. Введение непонятного и ВРЕДНОГО этапа "уведомления ПСФ МЧС России" приведет к потере управляемости в контроле над туристскими потоками в стране, и как следствием этого, группы будут вынуждены заниматься обходом мест дислокации ПСФ МЧС, что скажется на увеличении несчастных случаев в спортивном туризме. Тем более, что подобное уже было два десятка лет назад.
Поэтому предлагается оставить старый и проверенный вариант. Когда после посещения спортивной группой  МКК ФСТ или гидом-проводником спортивного тура за 15 дней до выхода на маршрут в территориальные ПСС высылается сообщение о
маршруте группы, запасных вариантов . и контрольных сроках. Параллельно с этим такое же сообщение может быть выслано в ПСФ МЧС России, но это нежелательно, так как увеличивает документооборот. При этом, информацию о состоянии региона путешествия МКК ФСТ всех уровней должны свободно получать перед туристским сезоном в ближайших к ним ПСС  или других информационных центрах МЧС.
6.В п.7.1., 7.2.,7.3. и 8.4. ПСФ МЧС России явно подменяет деятельность МКК ФСТ и органов управления туризмом и начинает заниматься несвойственными ей функциями, такими как:
проверка знаний и навыков по соблюдению мер безопасности спортивными туристами;
консультациями по выбору маршрутов;
классификации туристских маршрутов;
в одностороннем порядке без привлечения МКК ФСТ России занимается расследованием причин несчастного случая;
проверяет разработку маршрута и графика движения;
проверяет наличие продуктов питания и медикаментов;
правильность выбора контрольных пунктов и сроков маршрута и т.д..
Осуществить выше перечисленные работы могут лишь опытные члены МКК ФСТ (альпинизма) имея за спиной тридцатилетний, а иногда и более опыт работы по выпуску групп на маршруты и прохождению самих маршрутов. Причем все это необходимо делать до выпуска на маршрут заблаговременно, а не в момент прохождения группой ПСС в начале похода. Тем более количество реальных ПСС и их квалификация за последние годы резко снизилась.
7.В 8.1. разработка нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности туристов РФ должна проводится МЧС совместно с ФСТ (альпинизма) и другими заинтересованными ведомствами сферы туризма и спорта.

 

Приложение ¦ 2

Замечания к
"ОБЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ К ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ВЕДЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

1. Спелео и конные маршруты, а также плавание на байдарках, плотах- относятся к  спортивному туризму, а в активный отдых входят практически  все виды туризма.
2. 1.5 - этот документ  не положение об МКК ФСТ, поэтому эти слова надо писать не здесь.
3. Снаряжение и его состав и требования к нему касается в спортивном туризме всех членов группы, а не только руководителя, и этот пункт также оговорен  в Правилах СТ и не должен здесь присутствовать.
В коммерческих турах за спец. Снаряжение несет ответственность фирма (тур.организация)
4. 3.1,3.2. два пункта необходимо объединить, так как состояние здоровья на совести самой личности. Поэтому, если требовать "медицинское заключение", то наличие его надо будет проверять, а это значит совсем сократить организованный поток туристов и он пойдет мимо МКК ФСТ и МЧС формирований.
3.1.Чтобы удостовериться в своем здоровье турист перед началом путешествия (тур.сезона)должен проверить состояние своего здоровья, о чем он должен уведомить руководителя спортивного похода или фирму при покупке тура и расписаться в знании этого требования в соответствующей документации.
5.4.3.Опыт последних 20-ти лет и реальное количество несчастных случаев, а это 30-80 случаев в год (максимальная цифра наблюдается в годы активного солнца), показывает, что:
1. средств государства вполне достаточно для обеспечения всего объема спасательных работ при таком потоке несчастных случаев.
2.При создании (а она пока не создана) единой страховой системы на усмотрение МКК при организации сложных СП VI к.сл и супер-экстремальных путешествий  возможно введение обязательного страхования. В противном случае, из-за общего низкого уровня жизни основной массы любителей путешествий всех видов, создается дополнительная преграда и желание обойти организованные формы туризма.
В коммерческой  зоне туризма возможен вариант введения обязательного страхования, но при минимальных сборах, но на это вряд ли пойдут страховые компании.
 В реабилитационных мероприятиях похороны не входят, поэтому название пункта надо поменять на "Требования по обеспечению мероприятий, связанных с Ч.С."



   

Международная федерация спортивного туризма Министерство спорта РФ Комитет неолимпийских видов спорта РФ GURU Remera sportmarafonvento CAMP Russia