Федерация спортивного туризма России
 

Памир

Описание района

Памир - самая высокогорная система на юге СНГ. Территориально Памир в границах бывшего СССР относится к двум независимым государствам - Таджикистану и Киргизии. Он занимает площадь около 60000 км2 и представляет собой разветвленную сеть вечнозаснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующих Памирское нагорье.

Альпинистское изучение Памира началось одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире в 1928-1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и долгое время был одним из наиболее популярных туристских горных районов СССР. В альпинистско-туристской практике границы Памира приняты исходя из орографии хребтов и их спортивных маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по оси которого проходит государственная граница Киргизии и Таджикистана с КНР. Южная граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан с Афганистаном, а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу (Кызылсу), последовательно принимающей затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов Петра Первого и Дарвазского.

Самые высокие хребты и мощные ледники сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м, а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся три из четырех семитысячников СНГ, в том числе наивысшая точка - пик Коммунизма (7495 м). Нагорье, поднятое до 4000 м и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ до южных и лишь однажды прерывается хребтом Музкол.

Природные условия западной и восточной частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа с высокими хребтами и ледниками, с другой - пологое нагорье, местами переходящее в высокогорную пустыню. Ученые - биологи, гляциологи, климатологи и др. - разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико-географическими характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность, сухость воздуха и т. п. При таком делении часто одна часть хребта попадает в один регион, а другая - в другой, что затрудняет классифицирование информации о перевалах.

Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно четко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира-многие относят к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира.

К Северо-Западному Памиру относятся хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения с хребтом Академии наук. Северо-Восточный Памир объединяет восточную часть Заалайского хребта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта - горы южной группы лед. Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский. К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский, Шахдаринский и Южно-Аличурский.

Западную часть Заалайского хребта (западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному Памиру - долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими районами. Хребет Академии наук иногда относят к Северо-Западному Памиру - как уже говорилось, границы регионов весьма условны.

От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина. Более устойчива погода на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков Коммунизма и Революции.

Сухость воздуха и повышенная солнечная радиация характерны для всего Памира, однако его центральная, восточная и юго-западная части по этим показателям превосходят другие регионы.

Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовленности туристов, делают с точки зрения безопасности путешествий проведение походов III и меньшей категорий сложности проблематичным.

Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью до реки Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе. От тракта проложены автодороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу. У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и Танымас. Местные авиалинии связывает г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными центрами Рушан, Ванч. Авиасообщение имеется также с городами Товиль-Дара и Джиргаталь, находящимися на западных границах Памира.

В связи с осложнившейся в последние годы внутриполитической обстановкой в Таджикистане и частыми вооруженными конфликтами в районах Горного Бадахшана, начало маршрутов со стороны Западно-Памирского тракта или из района райцентров Ляхш и Джиргаталь, которые раньше являлись наиболее популярными и простыми путями захода в горные районы, сегодня проблематичны. Наиболее стабильный путь - через г.Ош.

   

novatour kant alpindustria sportmarafonvento CAMP Russia
Rambler's Top100