Федерация спортивного туризма России
 

Правила соревнований по туристскому многоборью - Водный туризм 2006-2009 г.г.

Правила соревнований по туристскому многоборью 2006-2009 г.г.

утверждено Федерацией спортивного туризма ТССР 16 декабря  2005 г.

Класс технических дистанций.

5 раздел
"Туристское многоборье - водный туризм".

1. Содержание соревнований

1.1. Соревнования по туристскому многоборью заключаются в прохождении дистанций соответствующего класса, включающих необходимый минимальный набор определяющих препятствий, характерных для маршрута аналогичной категории сложности.

Использование искусственных элементов, моделирующих дополнительную техническую или тактическую сложность, может повысить категорию трудности реального препятствия только на одну категорию.

1.2. Соревнования проводятся:

на короткой технической дистанции (дистанции по технике туризма: слаломные дистанции, спринт на технически сложных порогах и др.);

на длинной технической  дистанции (ралли, эстафета, марафон, ориентирование и др.);

на технической дистанции по безопасности (спасательные работы и др).

Таблица 1

Класс дистанции

Скорость водного потока на большей части дистанции м/сек, не менее:

Количество препятствий (и их категория трудности) на короткой   технической дистанции

Количество ворот на короткой дистанции, не менее: (в скобках - для катамаранов и плотов)

 

Количество заданий на дистанции по безопасности

 

Количество этапов на длиной  технической дистанции, не менее

VI

5

2(6)

25 (20)

5

5

V

3

2(5)

25 (20)

4

5

IV

2,5

1(4)

20 (15)

3

4

III

2

1(3)

15 (10)

2

3

II

1,5

1(2)

10 (10)

1

2

I

-

1(1)

5 (5)

1

2

 

1.3. Соревнования могут проводиться как командные и как личные.

1.3.1. Командными соревнования являются:

-  в случае участия судов, экипажи которых состоят более чем из 2 спортсменов (Б-3, К-4,  рафт и др.);

-  в случае, когда командой являются экипажи разных судов, при этом состав команды оговаривается в Положении о соревнованиях.

1.3.2. Личными соревнования являются для судов, экипаж которых состоит не более  двух спортсменов.

1.4. Соревнования могут проводиться для мужских, женских и смешанных экипажей. Возможен отдельный зачет для мужских, женских и смешанных экипажей.

 

2. Классы судов.

2.1. Соревнования проводятся на туристских судах, рекомендуемые размеры которых составляют:
- байдарки двухместные, длина 4,5 м, ширина 0,70 м;
- каяки и каноэ, длина 2,8 м;
- катамараны двухместные, длина 3,5 м, ширина 1,6 м;
- катамараны четырехместные, длина 4,5 м, ширина 2,0 м;
- рафты, длина 3,9, ширина 1,85 м.

- свободный класс.

2.2. Не допускается искусственное увеличение размера судна.

2.3. Классы судов и их размеры определяются Положением о соревнованиях.

 

3. Дистанция соревнований.

3.1. Дистанция устанавливается на локальном  препятствии с помощью ворот, характера и плотности естественных препятствий, оговоренных Условиями заданий и другими способами.

3.2. Дистанции соревнований по сложности разделяются на 6 классов соответственно категориям сложности локальных препятствий (I-VI к.с.). В зависимости от сложности поставленной дистанции  допускается увеличение класса дистанции на одну категорию.

3.3. Чемпионат России и Кубок России по   туристскому многоборью проводятся не менее чем на 2-х дистанциях, имеющих  сложность не менее  V класса. Две дистанции, идущие в зачет на МС, определяются заранее Положением.

3.4. Соответствие класса дистанции определяется инспектором соревнований, входящим в состав главной судейской коллегии. На соревнованиях Международного и Всероссийского масштаба с целью аттестации класса дистанции, на которой выполняется норматив Мастера спорта России, в состав ГСК включается инспектор соревнований, утвержденный  ЦМКК и Коллегией судей ФСТ России.

 

4. Виды  дистанций.

4.1. Короткая  техническая дистанция.

4.1.1. Соревнования на короткой  технической  дистанции приводятся на локальном препятствии, имеющем соответствующий класс сложности (I-VI), количество которых определено  в табл. 1.

4.1.2. При отсутствии  двух препятствий соответствующего класса сложности дистанция может  быть  поставлена на одном локальном препятствии при условии постановки двух различных трасс.

4.1.3. Длина короткой дистанции, в зависимости от класса сложности, является следующей: от  200 м до 1200 м.

4.1.4. Линия движения на короткой  технической дистанции задается  путем установки ворот на элементах водного потока: сливах, бочках, водопадах, валах, прижимах и др.

4.1.5. Ворота состоят из  двух вертикальных вех, подвешенных над водой. Длина вехи не менее 1,8 м, диаметр 3,0 - 3,5 см. Каждая веха по длине выкрашена чередующимися кольцами белого и красного цвета, либо кольцами черного и белого цвета, кольцами зеленого и белого цвета. Во всех случаях ширина колец должна быть 200 мм. Нижнее кольцо во всех случаях должно быть белым.

4.1.6. Ширина ворот между вехами (не менее):
- для байдарок и каяков -. l,2 м,
- для катамаранов - 2,8 м,
- для плотов - 3,0 м.

В отдельных случаях допускается установка одной вехи.

4.1.7. Нижние концы вех по возможности должны быть ближе к воде, но не раскачиваться от ее движения.

4.1.8. Ворота нумеруются в порядке их прохождения.

4.1.9. Таблички нумерации ворот и обозначения ворот должны быть размером 30х30 см. Номерные знаки, буква "Т" (ворота времени) должны быть нарисованы черной краской на желтом или белом фоне. Цифры и буквы должны иметь высоту 20 см, ширина линии 2 см. На противоположной стороне таблички эти обозначения перечеркнуты по диагонали. Таблички подвешиваются у верхних концов вех с внешней стороны ворот, ближайшей к предыдущим воротам, либо с правой стороны в следующем порядке: номер ворот, таблички с буквами. Таблички подвешиваются "лицом" со стороны прохождения ворот.

 

4.2. Длинная техническая дистанция.

4.2.1. Соревнования на длинной дистанции приводятся, как правило, на многокилометровом участке реки. Дистанция состоит из этапов (см. табл. N1) и оборудуется стартом, финишем (в том числе промежуточными), контрольными пунктами, местами передачи эстафеты, этапами оказания помощи, обноса и др. Дополнительно могут устанавливаться  ворота для направления судов в заданную часть потока.

4.2.2. На отдельных участках реки могут вывешиваться дополнительная информация (предупреждения, знаки - регламентирующие линию движения).

4.2.3. Участники могут быть снабжены лоцией, картой, схемой этапов.

 

4.3. Техническая дистанция  по безопасности.

4.3.1. Соревнования по безопасности проводятся на участке реки длиной 100 - 1500 м.

4.3.2. Пострадавшими могут быть экипажи перевернувшихся судов, отдельные участники, манекены.

4.3.3. Соревнования по безопасности могут  проводиться как личные, для каждого класса судов (для 1-3 кл.сл.), так и командные (для 1-6 кл.сл.) (см. табл.1).

4.3.4. В соревнованиях по безопасности участвуют классы судов, которые определены Положением о командном зачете. Обязательным условием при организации командных соревнований по безопасности является: выполнение заданий на дистанции всеми классами судов.   

4.3.5. Для обозначения линии движения и выполнения маневра заданий применяются ограничительные створы, точечные ориентиры, которые могут указывать зоны переворота судна, спасательных работ, финиш и др. В конце участка спасработ указывается контрольный рубеж, створ которого обозначается с двух сторон.

4.3.6. В качестве ограничительных створов применяются линейные ориентиры и створные ворота требуемой ширины.

4.3.7. Финиш на дистанции по безопасности организуется на берегу.

 

 

5. Прохождение дистанции.

5.1. Короткая техническая  дистанция.

5.1.1. Ворота проходятся соответственно маркировки: зеленые ворота  - по течению, красные ворота - против течения, ворота  свободного хода имеет черно-белые вехи порядок прохождения таких ворот - произвольный.

5.1.2. Линией ворот называется отрезок прямой, соединяющий условное продолжение вех по воде. При наличии одной вехи указывается линия ворот в соответствии с маркировкой перекладиной ворот, вехой на берегу и др.

5.1.3. Началом взятия ворот считается пересечение линии ворот корпусом гребца или любое касание вехи.

5.1.4. Концом взятия ворот считается:

- выход судна с линии ворот после пересечения ее хотя бы  одним гребцом;

- начало взятия любых следующих ворот.

5.1.5. Пересечение линии ворот гребцом фиксируется, если створ ворот пересекли голова и весь корпус гребца.

БМ:  Пересечение линии ворот гребцом фиксируется, если створ ворот пересекли:

в классе судов К-1, Б-1, Б-2, Б-3, К-2, К-4, честер - посадочное место гребца;

в классе судов  рафт (R-4, R-6), плот - голова гребца.

5.1.6. Судейство прохождения ворот экипажем производится между началом и концом взятия ворот. При отсутствии начала взятия, ворота считаются непройденными.

5.1.7. Прохождение каждых ворот разрешается только один раз. Повторное прохождение допускается в случае необходимого маневра и не судится.

5.1.8. Нарушением маркировки считается пересечение линии ворот в обратном направлении любым гребцом до того, как линия ворот была пересечена им в правильном направлении.

5.1.9. В командных гонках могут применяться ворота (связки ворот) времени. Время прохождения ворот (связки ворот) времени командой фиксируется. Отсчет времени осуществляется между началом взятия ворот первым экипажем команды и концом взятия ворот последним экипажем (для связки ворот соответственно между началом взятия первых ворот и концом взятия последних). Время прохождения ворот времени оговаривается Положением или Условиями соревнований.

5.1.10. Дистанцию рекомендуется открывать показательным заездом.

5.1.11.  Участникам может быть предоставлена пробная попытка. Результат  по ней не определяется.

 

6.2. Длинная дистанция.

6.2.1. Соревнования на длинной дистанции заключается в преодолении командой дистанции с прохождением этапов. Результат определяется как сумма времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного на этапах.

6.2.2. В качестве этапов и специальных заданий могут быть: скоростной сплав; решение тактических задач; элементы короткой дистанции; элементы дистанции спасработ; прохождение сложных препятствий;  ориентирование; имитация походных условий водного туризма и др.

6.3.2. На дистанции могут устанавливаться скрытые контрольные пункты.  Установка контрольных пунктов и контрольный интервал времени на контрольном пункте между первым и последним экипажами команды, оговариваются Условиями.

6.3.3. После старта экипажи могут производить дополнительную разведку с берега. В особо сложных местах может даваться промежуточный финиш для просмотра препятствия.

6.3.4. В случае переворота или поломки судна команда может продолжать прохождение дистанции, при условии ликвидации аварии собственными силами.

6.3.5. Для ограничения продолжительности соревнований на каждом этапе устанавливается контрольное время, которое сообщается участникам до старта первого экипажа.

 

6.3. Дистанция  безопасность.

6.3.1. Соревнования по безопасности проводятся в виде выполнения заданий, имитирующих ликвидацию возможных аварийных ситуаций на водном препятствии, оговоренных в Условиях прохождения дистанции (переворот и постановка судна на киль (с грузом и без него) одним участником или командой; спасение участника (муляжа) с помощью: живца, морковки, экипажа судна; транспортировка аварийного судна: спортсменом, другим судном; проводка, зачаливание аварийного судна с помощью морковок; обнос судов участка дистанции, организация спасработ с помощью кораблика и др.). 

6.3.2. Условиями проведения соревнований определяются  линия движения, последовательность действий команды, способы страховки.

 

7. Обгон

7.1. Если экипажу при прохождении дистанции помешал другой экипаж или объективные причины, то с разрешения главного судьи экипажу  предоставляется право на    перезаезд.

7.2. В случае  перезаезда, вызванного помехой со стороны другого экипажа, до препятствия, на котором была помеха, засчитывается наибольший штраф на каждых воротах из двух попыток. 

 

8. Старт и Финиш.

8.1. Места старта и финиша должны удовлетворять следующим условиям. На берегу необходимо иметь площадку для размещения судов, участников, зрителей, удобные места для спуска и подъема судов. Старт и финишный створ должны быть неподвижны и обозначаться соответственно "Старт" и "Финиш". Линия финиша обозначается с двух сторон.

8.2.1. При проведении  соревнований применяются старты:

- раздельный, при котором экипажи (команды) стартуют по одному с установленным интервалом;
-  групповой, при котором стартуют группами одного или разных классов судов;

-  общий, одновременный старт всех (экипажей) команд.

8.2.2. Старт может быть организован в порядке общей жеребьевки и принудительной (по решению ГСК,  по рейтингу и др.).

8.2.3. Экипаж (команда), опоздавший(ая) на старт, к данной попытке не допускается.

8.2.4. Порядок старта оговаривается Положением и Условиями.

8.3. Финиш может быть организован двумя способами: на воде, на берегу.

8.3.1. На воде финиш фиксируется в момент пересечения финишной линии корпусом первого гребца экипажа.

8.3.2. В момент пересечения финиша судно должно быть на ровном киле и все члены экипажа должны быть на своих рабочих местах.

8.3.3. В ряде видов соревнований (например, в соревнованиях по безопасности) финиш фиксируется по выходу экипажа или команды со снаряжением или без него в заданную зону на берегу.

 

9. Штрафы

9.1. Короткая дистанция.

9.1.1. За прохождение ворот в зависимости от характера ошибок начисляются штрафные очки:
0 - пересечение линии ворот всеми гребцами судна согласно маркировке без касания вех (чистое прохождение);
5 - пересечение линии ворот всеми гребцами судна согласно маркировке с одним или несколькими касаниями одной вехи или двух вех;

20 - пересечение линии ворот согласно маркировке не всеми гребцами, но не менее половины;
50 - непрохождение ворот; нарушение маркировки; пересечение линии ворот менее чем половиной гребцов экипажа; эскимосский переворот в воротах, при пересечении линии ворот в перевернутом состоянии.

9.1.2. За непрохождение отдельных ворот может быть установлен увеличенный штраф, но не более 250 очков. Информация об этом доводится до участников до начала соревнований.

9.1.3. При прохождении ворот с несколькими ошибками экипажу засчитывается  один наибольший штраф на данных воротах.

9.1.4. При прохождении "ворот времени" (связки ворот) главной судейской коллегией может устанавливаться следующий штраф:

- 50 - за превышение интервала времени, установленного для прохождения "ворот времени" (связки ворот) перед началом соревнований;

- как разница между установленным Условиями и фактическим временем прохождения ворот.

9.1.5. В случае организации финиша, как прохождение через створ ворот дистанции, прохождение этих ворот судится согласно  правил.

9.1.6. Умышленное откидывание вех с целью прохождения ворот - 50. (Не судится, если лопасть весла находится в воде,  корпус гребца в положении работы, позволяющем пройти ворота).

 

9.2. Длинная дистанция.

9.2.1.  На длинной дистанции устанавливается штраф за ошибки в прохождении этапов, оговоренных в Условиях.

9.2.2. В случае, когда этапы связаны с прохождением ворот, штрафы применяются согласно п.9.1.

 

9.3. Дистанция  безопасность.

9.3.1. В соревнованиях по безопасности штраф устанавливается Условиями.

9.3.2. В случае, когда этапы связаны с прохождением ворот, штрафы применяются согласно п.9.1.

за прохождение створных ворот (применяются штрафы на воротах согласно п.9.1.1.);
9.3.3. За потерю снаряжения (5 очков за каждый предмет, 50 очков - за судно).

9.3.4. За непрохождение препятствия, невыполнение заданий, грубые ошибки при выполнении требований, оговоренных до начала соревнований, могут начисляться штрафы до 250 очков, о чем участки соревнований должны быть поставлены в известность заранее.

 

10.Сигнализация

10.1. Судьи на воротах для оповещения старших судей, участников и зрителей пользуются сигнальными дисками. Диск представляет собой круг диаметром 30 см или квадрат со стороной 30 см со срезанными углами и имеющим ручку.

10.2. Диски с обеих сторон имеют цифры и выкрашены в цвета: 0 - белый, 5 - желтый, 20 - синий, 50 - красный. Цифры должны быть высотой и шириной соответственно 20 и 10 см, ширина линии - 2 см. Цвет цифры на диске должен быть контрастен к цвету диска.

10.3. При прохождении ворот судьи поднимают диски, соответствующие штрафу, полученному экипажем на данных воротах.

10.4. При нарушении условий соревнований (например, по безопасности) судья поднимает красный диск и раскачивает его из стороны в сторону.

 

11. Дисквалификация

11.1. Экипаж (команда) дисквалифицируется на данную попытку (этап):
- за опоздание на старт;
- если снаряжение или судно не прошли техническую комиссию, либо в них после прохождения технической комиссии были внесены изменения, противоречащие настоящим Правилам или Положению о данных соревнованиях;
- если в момент финиша на длинной дистанции не весь экипаж находился на судне, либо судно находилось в перевернутом состоянии;
- за нарушения, в соревнованиях на длинной дистанции и по безопасности, оговоренные Условиями.

 

12. Обеспечение безопасности

12.1. К соревнованиям допускаются суда только в технически исправном состоянии. Конструкция судна и его узлов должна позволять легко покидать судно и не наносить травм участникам.

12.2. При прохождении дистанции каждый участник должен быть в каске и спасжилете.

12.3. Байдарка  должна быть непотопляема и иметь обвязку.

12.4. Положением могут быть определены дополнительные требования к снаряжению участников и оборудованию судов

12.5. Суда, кроме каяков и каноэ, быть оснащены  спасательными концами.

12.6. В положении о соревнованиях должен быть указан вариант обеспечения безопасности участников на дистанции (силами команд, судейская страховка, другие варианты).

 

13. Время прохождения дистанции.

13.1. Время прохождения дистанции измеряется:
- в командной гонке с момента старта первого до момента финиша последнего экипажа команды;
- в гонке экипажей с момента старта до момента финиша экипажа.

 

14. Определение результатов.

14.1. Результат экипажа (команды) в попытке на короткой, длинной дистанции и безопасности  определяется как сумма времени прохождения дистанции и штрафных очков в данной попытке. При подсчете время переводится в очки (1 секунда соответствует одному очку).

14.2. При подсчете результата штрафные очки переводятся во время (одно очко равно одной секунде).   

14.3. Результат команды (экипажа) на короткой трассе определяется как сумма результатов двух попыток или этапов (трасс). Лучшее место присуждается команде (экипажу), имеющей меньший результат. При равенстве результатов предпочтение отдается экипажу (команде), имеющему меньшее штрафное время.

14.4. В случае равных результатов и по штрафному времени  командам присуждаются одинаковые места и при этом соответствующее количество мест не присуждается.

14.5. Экипажи, не имеющие полного  числа зачетных попыток в данном виде соревнований, занимают места после экипажей, имеющих полный зачет.

14.6. Присвоение разрядов на  короткой дистанции осуществляется в следующих случаях:

- если закончили дистанцию не менее двенадцати экипажей К-1, Б-2, К-2

- если закончили дистанцию не менее  восьми экипажей  Б-3;

- если закончили дистанцию не менее шести экипажей К-4, Рафт- 4, другое судно с экипажем 4 человек;

-         если закончили дистанцию не менее четырех экипажей Рафт-6, другое судно с экипажем 6 человек.

14.7. Общекомандное места определяются как суммы мест, занятых на разных дистанциях соревнований. Победитель определяется по наименьшей сумме мест.  

   

Международная федерация спортивного туризма Министерство спорта РФ Комитет неолимпийских видов спорта РФ GURU Remera sportmarafonvento CAMP Russia