Федерация спортивного туризма России
 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОДНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ГОРНЫХ ТВД

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОДНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ГОРНЫХ ТВД

ШИРЯЕВ В.Н., военный исследователь, президент туристской фирмы "Азия Рафт"

(Доклад на 2-й Международной научно-практической конференции, проводимой РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА)

 

       Боевая практика и развитие военной теории требуют постоянного совершенствования и поиска новых способов ведения боевых действий и операций. Это в полной мере относится к разработке перспективных взгля-дов и положений, касающихся вооруженной борьбы в горных регионах, организации специальной подготовки войск для действий на труднодос-тупной местности. Горы - это не только вершины и ледники, плато и ска-лы, осыпи и морены. Это еще и реки - бурные и спокойные, которые в условиях слабого развития наземных путей сообщения приобретают роль транспортных артерий. В условиях боевой обстановки они могут оказаться единственными военно-транспортными коммуникациями, позволяющими осуществлять маневр воинских формирований, подвоз материальных средств, эвакуацию раненых и больных. Вот почему, используя горные реки для решения этих задач, важна роль водно-десантной подготовки.

       Рассматривая основные компоненты ее организации, отметим, что все они подчинены главной цели - учебному процессу, грамотная постановка которого во многом определяет высокий уровень обучения войск.

       В этой связи существенной проблемой подготовки кадра и резерва является квалификационное обеспечение учебного процесса. Именно от профессионального мастерства инструкторско-преподавательского состава в значительной степени будет зависеть качество обучаемых частей и под-разделений. Вместе с тем, здесь имеются определенные трудности. Ликви-дация отлаженной системы подготовки туристских кадров, которой до 1991 года занимались органы профсоюзов в лице туристских клубов и советов по туризму, привела к резкому снижению, а в некоторых регионах России и стран СНГ к полному сокращению учебных мероприятий. Деста-билизировалась преемственность поколений сплавщиков, что при дальней-шем развитии этих тенденций может привести к полной утрате накоплен-ного в предшествующие годы опыта сплава по горным рекам.

       Проблема подготовки кадра и резерва усугубляется еще и тем, что в свое время армейские структуры не контактировали с указанными органи-зациями, которые могли бы быть своего рода главными поставщиками спе-циально обученных резервов для укомплектования и создания горных и водно-транспортных (горных) формирований. Существование этой проб-лемы прослеживается, например, в течение всего периода боевых действий советских войск в Афганистане, что подтверждается отсутствием на прак-тике горной подготовки в подавляющем большинстве общевойсковых сое-динений и частей, хотя недостатка в горном снаряжении 40 армия не испы-тывала.

       На наш взгляд проблема квалификационного обеспечения водно-десантной подготовки может быть решена следующим образом:

       1. Путем активизации работы в этом плане оргмобилизационных уп-равлений военных округов, Генерального штаба ВС РФ, а также командо-ваний группировок войск, развернутых на соответствующих стратегиче-ских направлениях через военкоматы и отделы (управления) по делам обороны. Цель и результаты этой работы должны отражать процесс фор-мирования корпуса специалистов - сплавщиков высокой квалификации, постановки их на воинский спецучет, призыва из запаса для обучения кадра и резерва, как в мирное, так и военное время, повышения инструк-торской (преподавательской) квалификации с обязательными учебно-тре-нировочными сплавами на реках 2-3 классов (военно-транспортная клас-сификация горных рек по сложности Ширяева В.Н.).

  2. Созданием и накоплением собственных резервов путем концентрации в войсках военнослужащих, прошедших полный курс водно-десантной подготовки, то есть имеющих опыт сплава по сложным горным рекам в качестве командиров экипажей, а офицеров - водно-транспортных подраз-делений и формирований. Вместе с тем следует отметить, что на перво-начальном этапе процесса подготовки соблюдение этого условия возмож-но при выполнении всех мероприятий, указанных в пункте 1.

       Практическая реализация водно-десантной подготовки в войсках в мирное время может осуществляться путем организации полевых выходов  и создания учебных центров. При этом основу этих мероприятий и дея-тельности учебных объектов должны составлять тренировочные сплавы, являющиеся главным фактором прочного овладения знаниями, навыками и умениями.

       Выбор указанных вариантов в немалой степени будет зависеть от гид-рологического режима горных рек, протекающих в местах близких к пос-тоянной дислокации войск. Так, в условиях Центрально-Азиатского стра-тегического направления организация учебного центра на реке, бассейн которой заложен на периферии горной системы, где высотные отметки хребтов не достигают климатической снеговой линии, не даст должного результата, поскольку данный учебный объект будет функционировать всего 2-3 (в исключительно многоводные годы - 5) месяцев в году в пери-од весеннего половодья. Такие реки (алтайского типа) целесообразно использовать для проведения тактико-специальных занятий и учеб-ных сборов методом полевых выходов.

       Сравнительный анализ обоих вариантов показывает, что метод поле-вых выходов обладает значительными возможностями, поскольку позволя-ет использовать в учебных целях реки всех типов питания, увеличивая тем самым продолжительность периода тренировочных сплавов в южных реги-онах до 7-9 месяцев в году в зависимости от географической широты местности. Иными словами одним из преимуществ этого метода является то, что он дает возможность более полно использовать в целях обучения гидрографическую сеть стратегических и операционных направлений, не привязываясь к одной взятой реке, как это может иметь место при органи-зации учебного центра.

       Вместе с тем следует учитывать целесообразность создания на отде-льных операционных направлениях армейских (корпусных) учебных центров водно-десантной подготовки, работающих по сменному прин-ципу. Наличие в них оборудованных учебных классов позволяет достичь высокого уровня информационно-методического обеспечения, повысить качество методической системы обучения и всего учебно-воспитатель-ного процесса. Сооружение бассейнов с возможным подогревом воды бу-дет способствовать отработке технических приемов в течение всего учеб-ного года, что даст военнослужащим успешно преодолевать чувство водо-боязни и уверенно действовать при сплаве по горным рекам.

       Для достижения более эффективного функционирования учебного центра, выбор его места должен определяться (кроме общих условий) исходя из протяженности реки, площади водосбора, наличия оледенения в ее бассейне, ориентации хребтов по отношению к влагоносным воздуш-ным массам, то есть тех факторов, которые определяют высокую удельную водоносность и устойчивый поверхностный сток в течение года.

       Учитывая, что учебные центры могут располагаться в местах концент-рации порогов опасных в период максимальных расходов воды и прохож-дения селевых паводков, а тренировочные сплавы проводить в это время небезопасно, то в целях снижения отрицательного воздействия неблаго-приятного периода целесообразно тренировочные сплавы проводить на участках, где нет опасных порогов.

       При невозможности выполнения этого условия период максимальных расходов воды необходимо использовать для проведения:

  •      занятий на тренажерах и в бассейнах с целью отработки технических приемов, переворотов плавсредств и возвращение их в исходное положение (постановка на киль), тренировок по размещению и креплению различных грузов, производству погрузочно-разгрузочных работ, гермети-зации материальных средств;
  •      теоретических занятий, групповых упражнений, самоподготовки, рабо-ты с картами, лоциями, техническими описаниями водных маршрутов и по их составлению;
  •      ремонта и изготовления плавсредств, защитно-спасательного и аварий-но-спасательного снаряжения.

      Перечень указанных мероприятий может быть дополнен занятиями по горной подготовке с отработкой техники передвижения по скалам, осыпям, снежникам, крутым травянистым склонам, что необходимо носильщикам в условиях гор.

       Совершенно очевидно, что функции предлагаемых учебных центров могут быть расширены, давая возможность осуществлять комплексную подготовку войск тыла, включая обучение по использованию вьючного транспорта,  эвакуации раненых и больных в горной местности.

       Реализация этих предложений позволит, на наш взгляд, повысить эф-фективность учебных центров, качество проводимых учебных мероприя-тий, будет способствовать освоению смежных специальностей, выработке у военнослужащих тактического мышления, физической и морально-пси-хологической устойчивости, инициативы и творчества, боевому слажива-нию соединений и частей.

     Введение водно-десантной подготовки в практику войск потребует, особенно на первоначальном этапе определенного количества инструк-торских кадров, призванных из запаса, поступающих на военную службу по контракту или же из числа гражданских лиц, проводящих обучение на договорной основе. При этом количество военнослужащих (резервистов), обучаемых одним инструктором на практических занятиях не должно превышать 14-15 человек на реках 1-2-го классов и 7-8 человек на реках 3-го класса. Причем обеспечение подразделений плавсредствами может проводиться по нескольким вариантам, а в качестве модульной единицы может быть принят взвод общевойсковой структуры.

       На наш взгляд наиболее удачным является вариант, позволяющий за один полевой выход или выезд в учебный центр (смену) отработать эле-менты сплава на многих классах и типах плавсредств, что очень важно на: первоначальном этапе обучения; при экстренной подготовки сплавщиков в ходе мобилизационного развертывания частей и подразделений тыла в угрожаемый период; в начальный период войны или в ходе подготовки и проведения последующих операций.

       Исследуя вопрос организации водно-десантной подготовки, необходи-мо отметить важность своевременного гидрометеорологического обеспе-чения  учебно-воспитательного процесса. От того, насколько точно и свое-временно будут информированы обучаемые части и подразделения о гид-рологических и метеорологических условиях района тренировочных спла-вов зависит безопасность проводимых учебных мероприятий.

       В этой связи представляется целесообразным изучение опыта ТуркВО, где в целях решения учебных задач и обеспечения безопасности личного состава, штабом и управлением тыла округа была установлена связь с Узбекским республиканским управлением по гидрометеорологии, имею-щим разветвленную сеть метеостанцией и гидропостов. Это давало воз-можность оперативного получения информации о проходящих на горных реках расходов воды, изменении в них уровней, а также температурном режиме районов, намечаемых для проведения тактико-специальных заня-тий и учений. Обеспечение гидрологической и метеорологической инфор-мацией позволяло руководству указанных мероприятий действовать в соответствии с гидрометобстановкой: выбирать наиболее подходящие плавсредства, с учетом технической подготовки личного состава заранее комплектовать экипажи, определять их место в колонне, разрабатывать тактику преодоления препятствий и мероприятия по обеспечению безопас-ности на воде.

     Такой подход к исследуемой проблеме позволил на протяжении ряда лет безаварийно проводить на сложных горных реках Тянь-Шаня обуче-ние личного состава войск Туркестанского военного округа. При этом было подготовлено свыше 500 офицеров и курсантов военных училищ, частей и подразделений тыла, специального назначения, о чем свидетель-ствуют полученные от Командования округа акты о реализации научных результатов.

       Надо полагать, что практическая реализация опыта войск ТуркВО по водно-десантной подготовке в военное время позволит повысить уровень боевой выучки не только частей и подразделений тыла по выполнению задач подвоза материальных средств в экстремальных условиях горной местности, но и общевойсковых, разведывательных и инженерных форми-рований при выполнении ими прямых функциональных задач. В этой связи представляется целесообразным вариант введения курса водно-десантной подготовки в военных училищах (общевойсковых, тыла, инженерных, РВВДУ), а также, вполне возможно, в некоторых воен-ных академиях. Именно в военно-учебных заведениях среднего и высше-го профессиональных звеньев образования формируется кадровый потенциал Российской армии и Вооруженных Сил стран СНГ.

       Предлагаемый вариант водно-десантной подготовки не ставит перед собой целью достижения высшего уровня навыков сплава по горным рекам, поскольку это не реально даже потому, что подавляющее боль-шинство российских военно-учебных заведений дислоцируется в равнин-ных областях. Но владеть знаниями начального и базового уровней такой подготовки, будущим офицерам и военным специалистам просто необхо-димо, хотя бы для приобретения опыта организации десантных и паром-ных переправ, наводки наплавных мостов силами своих подразделений как на равнинных, так и на горных реках. Не секрет, что значительная часть выпускников военных училищ не владеет техникой управления плав-средствами даже на спокойных, равнинных реках.

       Другим вариантом обучения сплаву по горным рекам может являться курс водно-десантной подготовки на военных кафедрах гражданских ВУЗов.  Работая в тесном контакте с туристскими клубами и секциями, спортивными кафедрами этих же высших учебных заведений, военные кафедры получают возможность готовить офицеров запаса нужного про-филя с высокой эффективностью.

       Оба предлагаемых варианта в полной мере отвечают требованиям построения новой системы военного образования, предусматривающей подготовку на договорной основе офицеров для службы по контракту, подготовку офицеров запаса, а также переподготовку и повышение квалификации офицерского корпуса. Эти требования изложены в "Актуа-льных задачах развития Вооруженных Сил Российской Федерации" и Федеральной программе "Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года", принятой Правительством Российской Федерации 27 мая 2002 года.

       Для формирования хорошо обученного военного резерва сплавщиков и других специалистов на базе спортивного туризма, необходимо воссоз-дать в полном объеме и в дальнейшем поддерживать на должном уровне территориальный принцип подготовки туристских кадров, который существовал до 1991 года. В этой связи необходимо развивать тесное взаи-модействие командований направлений, органов местного самоуправле-ния, региональных (территориальных) федераций спортивного туризма (туристских клубов) и других заинтересованных организаций в совместной подготовке специалистов, необходимых для войск. Только при такой пос-тановке вопроса можно достичь желаемого результата.

       Именно туристско-спортивный контингент, независимо от вида туризма, наилучшим образом подготовлен для качественного формиро-  

вания войск, способных с высокой эффективностью вести в горах бое-вые действия и их тыловое обеспечение.

      Восстанавливая и развивая территориальный принцип подготовки туристско-спортивных кадров, решается задача со многими составляю-щими. Главными из них являются:

       Первая. При проведении спортивных и учебно-тренировочных похо-дов туристский контингент изучает практически физико-географические условия стратегических и операционных направлений, характер, слож-ность и способы преодоления естественных препятствий.

       Вторая. При проведении указанных мероприятий приобретаются и совершенствуются тактические и технические приемы преодоления пре-пятствий, что позволяет совершать многодневные автономные переходы протяженностью в несколько сот километров в отдаленных и трудно-доступных районах. При этом ведутся и корректируются (обновляются) технические описания маршрутов и перевалов, составляются лоции гор-ных рек, схемы наиболее значимых порогов.
       Проводимая туристами такая работа должна положительно оценива-ться Генеральным Штабом ВС РФ, командованиями военных округов и направлений, поскольку результаты этой работы имеют для войск боль-шое практическое значение.

       Третья. Духовное и физическое совершенствование участников спор-тивных походов и всего туристского актива. Эта составляющая, формиру-ющая высокие моральные качества граждан, является основой военно-пат-риотического воспитания населения и морально-психологического обеспе-чения личного состава, необходимого  для достижения победы в бою.

       Значительными возможностями по подготовке военных туристско-альпинистских кадров, способных с высокой эффективностью решать боевые задачи в труднодоступной местности, располагают органы армей-ского туризма и прежде всего Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны РФ и отделы по туризму и экскурсиям (ОТЭ) военных округов и флотов. Являясь структурными подразделениями Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, этим учреждениям вполне под силу организация и проведение учебно-тренировочных сборов и школ всех уровней подготовки.

       Несомненным успехом проводимых военно-научных исследований и водного туризма, как прикладного вида спорта, явились съемки докумен-тального кинофильма "Самодеятельный туризм в Вооруженных Силах СССР", проведенных в 1984 году на горной реке Чаткал по заказу Управ-ления по туризму и экскурсиям МО СССР. В фильме имеется эпизод десантирования на катамаранах и плотах боевых подразделений. Около 100 человек личного состава (курсанты и офицеры ТВОКУ) полностью экипированные для ведения боя прошли через сложные пороги, зачали-лись в обозначенном месте и атаковали опорный пункт условного против-ника. Фильм снимался Киностудией МОСССР во время открытого Пер-венства ТуркВО по водному туризму, проводимого Отделом по туризму и  экскурсиям округа.

        Следует отметить и возможности армейских туристских баз по подго-товке туристско-спортивных кадров. Материально-техническое обеспече-ние туристских баз Центрального, окружного и флотского подчинения позволяет проводить учебные и туристско-спортивные мероприятия на высоком организационном и методическом уровнях. Но подготовка воен-ных туристско-альпинистских кадров  может быть еще более эффективней, если ОТЭ военных округов и флотов располагали бы собственной материально-технической базой, независимо от туристских баз, основное предназначение которых - активный отдых военнослужащих и членов их семей.

       Большое значение для боевой выучки войск имели массовые турист-ско-спортивные мероприятия, проводимые органами армейского туризма. Среди этих мероприятий особо отличаются такие как "Эльбрусиады" и Всеармейские туристские слеты и соревнования. Так, в "Эльбрусиаде-80", проведенной в августе 1980 года, более 1000 офицеров и курсантов совер-шили массовое восхождение на высочайшую вершину Европы - двугла-вый Эльбрус, одновременно покорив Восточную и Западную вершины. Впервые в истории армейского туризма приняло участие в восхождении такое количество военнослужащих.

       В ходе проведения 3-го Всеармейского слета туристов, проходившего в 1982 году, в военных округах и на флотах было проведено 99 тысяч походов, подготовлено 74 тысячи значкистов Турист СССР" и 17 тысяч спортсменов-разрядников по туризму.

       Значительной массовостью отличались и мероприятия, проведенные в ходе 4-го Всеармейского слета туристов в 1985 году, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

       Заслуживает внимания опыт работы отдела по туризму и экскурсиям Ракетных войск стратегического назначения, где под руководством  масте-ра спорта СССР по туризму Гарцевича А. Л., руководившего этим отде-лом, были организованы и проведены 10 массовых восхождений военно-служащих РВСН на высочайшие вершины Кавказа - Казбек и Эльбрус. Гарцевич А. Л. внедрил в системе армейского туризма "Туриаду Победы" - массовое туристско-спортивное мероприятие, проводившееся в начале мая по горному, водному, пешеходному и велосипедному туризму.

       Совершенствуя на новом этапе систему подготовки туристских кадров, решается важнейшая задача создания хорошо обученного специализиро-ванного резерва, являющегося неотъемлемой частью стратегического ре-зерва военной организации  государства. Этот резерв может быть вос-требован не только в интересах тылового обеспечения боевых дейст-вий и операций на горных ТВД и приморских стратегических направ-лениях, но и при создании горно-стрелковых соединений и частей, в органах военной разведки (в оперативном и тактическом звеньях), инженерных войсках, частях и подразделениях МЧС.            

       Значительный вклад в подготовку кадра и специализированного резер-ва могут внести туристские фирмы, занимающиеся активными видами ту-ризма и готовящие для своей деятельности инструкторов и гидов-провод-ников различного уровня вплоть до специалистов международного класса. Настоящими учебными полигонами являются реки: Катунь (с притоками) на Алтае, где ежегодно проводят сплавы многие туристские организации; Вуокса со знаменитым Лосевским порогом в Ленинградской области; Она, Иркут, Ока (Саянская) с притоками и многие реки других горных районов с удобными, короткими (быстрыми) подъездами и выходами с маршрута после проведения учебно-тренировочных походов (занятий). 

       Рассматривая вопрос подготовки специализированного горно-водного резерва, отметим, что наращивание туристами своего спортивного опыта несомненно приводит к реализации планов дальних походов, то есть, когда их проведение выходит за границы своих регионов. Такая тенденция обус-ловлена прежде всего тем, что многие районы (территории) не имеют мар-шрутов высоких категорий сложности, а там где они есть и уже пройдены (возможно неоднократно) играет фактор познания новых районов и про-хождения еще более сложных и новых маршрутов.

       В советское время, когда посещение отдаленных районов было более доступно широким слоям населения, туристско-спортивное движение при-обрело невиданный масштаб. Тогда, для получения звания "Мастер спорта СССР по туризму" необходимо было совершить не менее двух походов пятой категории сложности в разных географических районах страны в качестве руководителя. Таким образом, создавалось единое туристское пространство, границы которого совпадали с единым оборонным (стратегическим) пространством государства.

       Положительным следует считать снижение возрастного ценза турис-тов, совершающих походы высоких категорий сложности, в результате чего появилась возможность приобретать опыт преодоления сложных маршрутов перед прохождением действительной военной службы. Так, согласно Правил проведения туристских спортивных походов, утверж-денных Постановлением Коллегии Центрального совета по туризму и экскурсиям 26 мая 1987 года, к участию в походах 5 категории сложности стали допускаться туристы, достигшие 18-летнего возраста при наличии опыта походов предшествующих категорий. Тем самым, было устранено, хотя и с некоторым опозданием, несоответствие между призывным возрас-том и допустимым возрастом участия в сложных походах. Отметим, что до выхода этого Постановления ЦСТЭ к участию в таких походах допус-кались туристы не моложе 20 лет. И  получалось так, что человек, отслу-жив армию, пройдя афганскую войну, награжденный боевыми орденами и медалями, мог только тогда заявиться на маршрут указанной категории сложности. Это явное противоречие в определенной степени снижало уро-вень подготовки призывного контингента, влияло на качество выполнения учебно-боевых задач. Юноша, уходя на военную службу, должен быть хорошо подготовлен для ратного труда, обладать достаточными знаниями для действий в труднодоступной местности, где, кроме повышенного рис-ка, связанного с военной службой, проявление опасных природных явле-ний особо велико.

     Учитывая возросший класс техники водного туризма и появление плав-средств высокой проходимости, Федерация спортивного туризма Турист-ско-cпортивного Союза России снизила еще раз возрастной ценз участни-ков походов - до 17 лет для 5-й, и 18 лет - 6-й категории сложности.           

       Проведенное военно-научное исследование убедительно свидетельст-вует об актуальности проблем совершенствования водно-десантной под-готовки и указывает пути их решения при использовании горных рек в качестве путей подвоза для доставки материальных средств войскам в ходе боевых действий и операций.  Такой подход к исследованию этого вопроса  обусловлен наличием обширных горных регионов вдоль южных границ СНГ, воссозданием горно-стрелковых войск, частей и подразделений спец-операций. Развернутые на потенциально опасных направлениях, они явля-ются важной составляющей первого стратегического эшелона и выпол-няют задачи по оперативному прикрытию южных рубежей  Содружества.

       Актуальность исследования состоит также в том, что наряду с разра-боткой модели организации водно-десантной подготовки и новых спосо-бов подвоза, исследуются проблемные вопросы повышения боевых и мобилизационных возможностей войск и учреждений тыла, совершенст-вования их организационно-штатной структуры, тактико-специальной под-готовки личного состава, даются анализ и оценка экономических пара-метров новых по качеству и возможностям водно-транспортных (горных) и горно-транспортных формирований, их технического оснащения. 

       Достоверность и обоснованность полученных результатов исследо-вания подтверждается: выбором реальных исходных данных; применением апробированных математических методов исследования; многолетним опытом проведения тактико-специальных, тактических, исследовательских и показных учений с войсками в ТуркВО (с 1979 по 1992 годы), Воору-женных Силах Республики Узбекистан, в том числе и под руководством докладчика, а также полигонных испытаний и тактико-специальных заня-тий с выездами в учебные центры и полевыми выходами на горные реки с отработкой задач сплава на маршрутах высшей категории сложности, днем и в ночное время, включая подготовку призывного контингента и резерва СССР, России, Узбекистана (с 1971 по 2006 годы) с получением планируе-мых результатов.

       Научные результаты исследования могут быть использованы: в прак-тике подготовки горных войск (гсд, гсбр, арт, инж. и др.); на КШУ в соеди-нениях и объединениях округов, армий, армейских корпусов, имеющих направления с горными реками и водными препятствиями; на практичес-ких занятиях в военно-спортивных обществах и военно-туристских похо-дах.

       Таким образом, на основании проведенных исследований представля-ется возможным сделать вывод о необходимости введения в практику войск на базе спортивного водного туризма водно-десантной подготовки, как важного компонента их боевой выучки. Такая постановка вопроса от-вечает требованиям времени и приобретает особую значимость в совреме-нных условиях в связи с возможностью военных конфликтов на страте-гических направлениях, охватывающих значительные территории горных районов. Реализация этой задачи может быть достигнута путем создания и функционирования всех составляющих рассмотренной нами системы под-готовки.

г. Ташкент


Авторская справка

       Ширяев Владимир Николаевич - мастер спорта СССР по туризму, старший инструктор-методист водного туризма, судья Всесоюзной катего-рии по туризму. Награжден почетным нагрудным знаком Туристско-спортивного союза России "Заслуженный путешественник ЛенВО, СКВО, ПриВО, УрВО, СибВО,

 

 

касающихся организации подвоза материальных средств по горным рекам. Лишь отдельные авторы, в том числе и докладчик, выступающий сегодня на этой научно-практической конференции, в статьях военных периодиче-ских изданий обращали внимание на актуальность этого вопроса и необхо-димость его разработки.

       Перечисленные доводы достаточно убедительно свидетельствуют об актуальности проведенного исследования, в котором предложены и обоснованы новые принципы и способы использования горных рек в качестве путей подвоза для доставки материальных средств войскам в ходе боевых действий и операций. Такой подход к исследованию этой проб-лемы обусловлен наличием обширных горных регионов вдоль южных границ СНГ, воссозданием горно-стрелковых войск, частей и подразделе-ний спецопераций. Развернутые на потенциально опасных направлениях, они являются важной составляющей первого стратегического эшелона и выполняют задачи по оперативному прикрытию южных рубежей  Содружества.

       Актуальность исследования состоит также в том, что наряду с разра-боткой новых способов подвоза, исследуются проблемные вопросы повы-шения боевых и мобилизационных возможностей войск и учреждений тыла, совершенствования их организационно-штатной структуры, тактико-специальной подготовки личного состава, даются анализ и оценка эконо-мических параметров новых по качеству и возможностям водно-транс-портных (горных) и горно-транспортных формирований, их технического оснащения. 

       Указанные направления военно-научного исследования отвечают тре-бованиям Актуальных задач развития Вооруженных Сил Российской Федерации и Основам государственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года. Они могут быть востребованы в соответствии с межгосударственными соглашениями по военному сотруд-ничеству, в том числе и союзническим Договором между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 14 ноября 2005 года при реа-лизации задач военного и военно-технического сотрудничества, вопросов взаимодействия, модернизации и реформирования Вооруженных Сил, повышения их боевой готовности.

       Исходя из этого, целью исследования ставится анализ характеристик   горных рек и условий, определяющих возможность использования их для подвоза материальных средств, выявление проблем и поиск направлений их решения, выработка конкретных предложений по способам доставки по ним грузов войскам в вооруженных конфликтах.

       Научная задача исследования заключается в теоретическом обосно-вании способов подвоза материальных средств по горным рекам с разра-боткой соответствующих методик и методов расчета потребности и выбора средств подвоза на основе моделирования и применения методов оптимизации.

       Границы исследования определены мероприятиями по организации подвоза материальных средств с учетом различия физико-географических особенностей  на операционных направлениях.

       Научная новизна полученных результатов заключается в том, что впервые сделана попытка обоснования возможности и оценки эффектив-ности использования гидрографической сети горных областей для решения транспортных задач в ходе военных действий в районах, не имеющих традиционных путей сообщения и исключающих применение других транспортных средств.

       Подробно проанализировано влияние гидрологических условий и мор-фометрических характеристик горных рек на способы подвоза, норм заг-рузки плавсредств, организацию транспортного процесса.

       Теоретически обоснованы, сформулированы основные положения, требования и принципы организации сплава материальных средств, даны практические рекомендации по их реализации.

       Разработан математический аппарат, алгоритм и программа решения на ЭВМ задачи по определению потребности частей и подразделений тыла в плавсредствах в зависимости от их ТТХ, объема выполняемых задач, класса рек, коэффициентов запаса плавучести и способов подвоза.

       Практическая значимость исследовательской работы заключается в разработке предложений по структуре и составу водно-транспортных формирований объединений и соединений, действующих на горных стра-тегических (операционных) направлениях; программ и методов повыше-ния профессионального уровня личного состава частей и подразделений тыла путем введения водно-десантных занятий, тренировок и учений в практику подготовки горных войск.

       Разработаны: рекомендации по созданию в управлениях (штабах, отде-лах) тыла объединений отделений водных и вьючных перевозок с целью координации действий и согласования функционирования горных видов транспортных средств; предложения по оснащению частей и подразделе-ний тыла средствами сплава, элементами плавучести и предметами специа-льной экипировки личного состава; освоению разработанных методик и способов подвоза.

          Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования подтверждается: выбором реальных исходных данных; применением апробиро-ванных математических методов исследований; многолетним опытом проведе-

ния тактико-специальных, тактических, исследовательских и показных учений с войсками в ТуркВО (с 1979 по 1992 годы), Вооруженных Силах Республики Узбекистан, в том числе и под руководством автора, а также полигонных испы-таний и тактико-специальных занятий с выездами в учебные центры и полевы-ми выходами на горные реки с отработкой задач сплава на маршрутах высшей категории сложности, днем и в ночное время, включая подготовку призывного контингента и резерва СССР, России, Узбекистана (с 1971 по 2006 годы) с получением планируемых результатов.

Научные результаты исследования могут быть использованы: в практике подготовки горных войск (гсд, гсбр, арт, инж. и др.), на КШУ в соединениях и объединениях округов, армий, армейских корпусов, имеющих направления с горными реками и водными препятствиями ЛенВО, СКВО, ПриВО, УрВО, СибВО,

   

Международная федерация спортивного туризма Министерство спорта РФ Комитет неолимпийских видов спорта РФ GURU Remera sportmarafonvento CAMP Russia